Вселенная принадлежит человеку!

Подпись: Добро пожаловать!

Лавочкин                                                                                              

Семён Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дорогой читатель!

Предлагаем твоему вниманию

памятку о Лавочкине

Семене Алексеевиче -

авиационном конструкторе,

генерал-майоре инженерно-авиационной службы,  дважды Герое 

Социалистического Труда.

ЛАВОЧКИН

 Семён  Алексеевич (Айзекович)

(11.09.1900 - 09.06.1960)

    Родился в Смоленске. С юных лет мечтал о самолетах. Об этой любви Лавочкина знали и в полку, где он служил во время Гражданской войны. И когда в 1920 г. была объявлена мобилизация авиаспециалистов в промышленность, командование отправило его на учебу в МВТУ им. Баумана. После защиты дипломного проекта в 1927 г. Лавочкин попал в КБ Ришара, затем в Бюро новых конструкций (БНК). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А. Чижевского. Затем Туполев пригласил его работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В 1939 г. Лавочкин становится главным конструктором по самолетостроению.

   В 1940 г. совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым он представил на испытания истребитель ЛаГГ-1 (И-22), который после доработок был запущен в серийное производство под наименованием  ЛаГГ-3

(И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР использовал новый особо прочный материал - дельта-древесину.  С нача-лом войны понадобились самолеты с более мощными двигателями - Лавочкин создал и такие, переделав ЛаГГ-3 под двигатель Шаврова, разработал конструкции самолетов  Ла-5, Ла-5Ф, Ла5ФН и Ла-7. Эти машины стали одними из лучших самолетов Второй мировой войны.

   В послевоенные годы под руководством Лавочкина были созданы несколько моделей реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом и Ла-176, который впервые в СССР 26 декабря 1948 г. достиг скорости полета, равной скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.

   Большинство словарей и энциклопедий описывают заслуги Семена Алексеевича только в авиации. Его деятельность по созданию ракет для систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), а также крылатых ракет была засекречена. Ракеты Лавочкина использовались в системах С-25 и С-75 двух колец круговой противовоздушной обороны Москвы.

   Межконтинентальной ракете Р-7 ген. Конструктора Королева Лавочкин противопоставил самолет-снаряд «Буря» (крылатая ракета) с высокими по тем временам характеристиками - скоростью свыше 3000 км в час на высоте 20 км. Комплекс состоял из самолета-матки с двумя ракетными двигателями и крылатой ракеты, корпус которой был выполнен из ранее неиспользуемого в авиации жаропрочного титана. Самолет-матка с крылатой ракетой «Буря» взлетал вертикально, как ракета.

   Впоследствии Лавочкиным была создана система ПВО «Даль». Семен Алексеевич Лавочкин скончался от инфаркта прямо на полигоне 9 июня 1960 года.

   Лауреат Сталинских премий 1941, 1943, 1946 и 1848 гг., награжденный 3 орденами Ленина и орденом Красного Знамени, генеральный конструктор после смерти был удостоен лишь короткого некролога. После выступления Н.С. Хрущева  в декабре 1960 г. на сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 “Анаконда” и МКР “Буря”, а само КБ было передано Министерству машиностроения.

   Только спустя несколько лет имя С.А. Лавочкина было присвоено научно-производственному объединению, образованному на базе ОКБ, и улицам в Москве, Липецке и Смоленске. В Москве на доме, где жил Семен Алексеевич, установлена мемориальная доска (ул. Горького 19). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле воздвигнут гранитный памятник с изображением взметнувшегося в небо самолета.

   С.А. Лавочкину дважды присваивалось звание Героя Социалистического Труда (1943, 1956), четырежды присуждалась Сталинская премия (1941, 1943, 1946, 1948). Он награжден многими орденами и медалями. Был избран депутатом Верховного совета СССР 3-5 созывов (1950-1958).

Дополнительная литература

Арлазоров М.С. Лавочкин. / М.С. Арлазоров. - М.: Знание, 1987

Арлазоров М.С. Фронт идет через КБ. / М.С. Арлазоров. – Изд. 2-е. - М.:  1975.

Асташенков П.Т. Дерзкие старты. / П.Т. Асташенков. - М.:  1976.

Беляев И.Н. На службе Отечеству. / И.Н. Беляев. - М.: 1988.

Беляев И.Н. Честь и слава - по труду. / И.Н. Беляев. – Смоленск: 1991.

Яковлев А.С. Цель жизни. / А.С. Яковлев. - М.: 1974

 

Hosted by uCoz