Вселенная принадлежит человеку!

Подпись: Добро пожаловать!

Права детей.

(игра - путешествие для 3-5 классов)

 

Ребята! Давным-давно, тысячи лет назад появились люди. Одновременно с этим у людей возникли главные вопросы:

что они могут делать и чего не могут

что они обязаны делать и чего не обязаны

на что имеют право и на что не имеют.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов. Так появилась Всеобщая декларация прав человека. (Показать). Это такой документ, ребята, в котором записаны права людей. Это нужный и полезный документ, но в нем говорится о людях вообще. А как же дети, скажете вы, ведь ребенка легко обидеть. Он мал, беззащитен. Что касается детей, то позднее, в 1989г., был принят другой документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Слово конвенция обозначает соглашение. То есть многие страны, в том числе и Россия, пришли к соглашению о том, что необходимо соблюдать права каждого ребенка и заботиться о своих маленьких гражданах. Правам детей и посвящается наша игра-путешествие.

 

Начало. У нас 2 команды, 2 вагончика. (Дать названия). Каждому вагончику дается маршрутный лист с названием станций. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Маршрутный лист будет заполнять машинист вашей команды.

 

Итак, едем на первую станцию, которая называется «Жили-были».  (Звучит «Голубой вагон»). Итак, «Жили-были». Здесь мы делаем с вами остановку. Поговорим о праве на жизнь. Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Всё кажется просто: родился и живи. Но так думали не всегда. Было в древности государство Спарта. Вы слышали о нем на уроках истории. (Рассказать). Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы детей).  Далее идет рассказ о полководце А. В. Суворове, который в детстве рос болезненным мальчиком, но сумел закалить себя и стал замечательным полководцем. (Показать портрет  Суворова). А сейчас увидим отрывок по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане …». (Показать мультик). А кто, ребята, из вас назовет другие сказочные примеры, где так или иначе речь идет о покушении на жизнь («Колобок», «Красная шапочка»). (Можно показать книги, предложить ребятам,  нужные выбрать). Итак, мы отправляемся со станции «Жили-были». На прощание надо сказать: Никто и Никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной «Конвенции о защите прав ребенка», все обязаны соблюдать это право. (Звучит «Голубой вагон»).

 

Следующая станция «Как вас звать-величать». (Чтение отрывка из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»).  Вы догадались, о чем идет речь? В конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на собственное имя. У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена. (Дети по очереди называют свои имена). Теперь хором. Кто дает имя ребенку? Да, родители. У человека есть и  фамилия, и отчество. Все эти сведения заносятся в специальный документ - свидетельство о рождении.  (Показать). Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (Ответы детей). Следовательно, о вас заботится правительство России. Но в первую очередь о вас заботятся родители. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.

 Но вернёмся к сказке про «Алису в стране чудес». А как вы думаете? Должно ли имя что-нибудь означать? Если да, то объясните значение ваших имен. Кто желает? (За каждый ответ 1 балл). Итак, имя человек проносит через всю жизнь. Человека можно лишить всех богатств, а значит, всех прав, но нельзя лишить его имени. Имя, как говорится в загадке, это то, что «в огне не горит и в воде не тонет». Не зря в конвенции ещё раз повторно говорится: «Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя .» Говорим до свидания станции «Как вас звать-величать» и отправляемся на станцию «Кто-кто в теремочке живет». (Звучит «Голубой вагон»).

 

Приехали на станцию «Кто-кто в теремочке живет». Ребята, скажите, нужен ли каждому из нас дом? (Ответы детей). Конечно же, обязательно нужен. Вспомним русские сказки или фильмы. Как называлось жилище русского крестьянина?  (Ответы детей). Да, изба. Смастерить избу - большое искусство. Изба - плоть от плоти - дерево. Изба рубилась без единого гвоздя. Часто действие сказок и былин проходят прямо в избе. Вспомните, великий богатырь Илья Муромец просидел на печи. Сколько лет? 33 года. Кто ещё сидел на печи? Емеля («По щучьему велению»); Иван-дурак («Жил-был старик, было у него 3 сына; 3-й сын Иван дурак ничего не делал, только на печи в углу сидел.); Баба Яга («Лежи, бабушка, на печи,  - говорит Царевич Бабе-Яге, - и я вам всё сделаю …»). Значит, очень важно иметь свой дом, т.к. дом - это уют, тепло, чтобы никто не лишал тебя этого. Поэтому в  «Конвенции прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право на достойное жилище». И ещё спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама, то есть неприкосновенность жилища. А вот русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Она вам знакома? О чём она? (Ответы детей). А какие сказочные примеры ещё можно привести, где нарушалось право на неприкосновенность своего жилища. («Волк и 7 козлят», «3 поросенка», «Золотой ключик», «Приключения Чипполино» и др.).  (Звучит песенка «Чему учат в школе»).

 

Вы догадываетесь, ребята, что мы прибыли на станцию «Учат в школе».

Одна из статей конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на образование». Ребята, скажите, почему каждому ребенку необходимо учиться? Для чего учиться? (Ответы детей). Да, для того, чтобы овладеть знаниями, получить профессию, найти своё место в жизни. (Чтение стихотворения Антона Титова «Школьная жизнь»). Ребята, а какой литературный герой лишился бесплатного образования, продав свою азбуку? (Ответы детей). Правильно, Буратино.

 

Наше путешествие по станциям закончилось. Мы проехали всего лишь 4 станции, а их могло быть 54. Именно столько статей записано в «Конвенции  о правах ребенка».

 

Подведение итогов игры; награждение победителей.

Hosted by uCoz